У ВАС отключен Java Script. Полноценное функционирование сайта НЕ ОБЕСПЕЧЕНО

+375 17 288-09-38 (Факс)
info@belgim.by

О применении GPS систем слежения за транспортом в целях учета и списания ГСМ

По вопросу появления программ метрологической аттестации GPS систем слежения за транспортом, следует иметь ввиду, что данные ПМА имеют ограничение «только для стационарных объектов». Т.е. для того, чтобы система измеряла правильно необходимо, чтобы объект останавливался в точках намеченного маршрута. Сколько таких точек на всем протяжении маршрута необходимо взять никто не скажет (т.е. 1 км или 100 метров). Если путь прямолинеен, то правильность измерений с использованием GPS достигается, но для объекта, движущегося по криволинейной траектории, правильность сложно оценить, поскольку происходит смещение координат по сложной зависимости.    

 

Для движущегося объекта из точки A1 в точку  A1v действительное положение A1t будет определяться задержкой позиционирования, связанной со скоростью прохождения сигналов от спутников и базовых станций GSM. На вышеуказанном примере реальное пройденное расстояние будет не 100 метров а 86 метров (без учета погрешности). Кроме того метеоусловия и иные факторы (недостаточное количество спутников) существенно влияют на вычисление координат, что нельзя учесть в результатах измерений и, соответственно, в погрешности измерений при

Согласен с тем, что метрологически аттестованную систему можно использовать для «градуировки» пути следования транспорта, т.е. едем, останавливаемся через, например, километр и ждем стабилизации показаний GPS, наносим расстояние на карту маршрута. Когда такая карта пути следования утверждена руководством предприятия, использующего GPS систему слежения за транспортом можно отследить появление объекта в контрольной точке и, соответственно, приписать ему ранее установленное значение пройденного пути. В большинстве случаев автодороги уже нанесены на карты GPS-навигации и точность пройденного пути сводится к движению «по прямой», поскольку происходит корректировка GPS позиционирования к координатам дороги на карте. В этом случае достаточно отслеживать только положение автотранспорта на дороге.

Из вышеуказанного следует, что метрология в GPS системах слежения за транспортом имеет второстепенное значение и может быть переведена в разряд справочной. Пройденный автотранспортом путь определяется по координатам следования автотранспорта с привязкой к официально утвержденным картам (расстояниям) автодорог. 

Вывод: GPS системы слежения для целей списания топлива по пройденному пути не могут позиционироваться как средства измерений, применяемые в сфере законодательной метрологии, поскольку выполняемые ими измерения в сложных условиях GPS-позиционирования без геодезической привязки не достоверны. Юридический вопрос правильности списания топлива по показаниям GPS навигации решается через получение «правильных карт автодорог», для чего необходимо согласовать методику списания по карте с курирующим предприятие Министерством. (карты автодорог в Белавтодоре или Белгеодезии). В данном случае методика выполнения расчетов имеет ключевое значение, поскольку должна учитывать время простоя транспорта с включенным двигателем, скорость движение ТС (на пониженных передачах), состояние автотранспорта (например, неправильно выполненное схождение на рамном автотранспорте значительно повышает расход топлива) и т.п.  

Мнение БелГИМ по применению спидометров в сфере законодательной метрологии

При обсуждении вопроса необходимости метрологического контроля спидометров транспортных средств БелГИМ исходит из того, что спидометр позиционируется как 1) средство обеспечения безопасности движения и 2) средство учета пройденного пути.

Мнение: Спидометр действительно является средством измерений, контролирующим безопасный режим движения транспортного средства. Тем не менее, отношение государственного технического осмотра ставит под сомнение данный постулат. На станциях ГТО работоспособность спидометра не проверяется, хотя проверка работоспособности спидометра предписана правилами ПДД.

Вторым не менее сомнительным аргументом выступает тезис о том, что поверенный спидометр юридических лиц (общественный транспорт) обеспечивает безопасность в транспортном потоке. Учитывая то, что спидометры 95% физических лиц не только не поверены, но и (см. выше) даже не проверены на работоспособность, то о какой безопасности транспортного потока можно говорить?

С точки зрения метрологии спидометр является индикатором мгновенной скорости движения транспортного средства и не имея функций фиксации промежуточных значений скорости, не может быть использован в целях законодательной метрологии ст.16 закона «Об обеспечении единства измерений», 2014. Поверенный спидометр не может выступать в качестве средства измерений, показания которого могут стать основанием для оспаривания показаний измерителей скорости транспортных средств, в т.ч. автоматических. Такой подход ставит под сомнение работу инспекторов ГАИ и результаты метрологического контроля автоматических радаров, что грозит не только подрывом доверия к данным работам, но и увеличением числа исковых заявлений от автовладельцев.

Невозможность использования современных спидометров для целей законодательной метрологии обусловлена тем, что отсутствует надежная защита электронной шины спидометров (в т.ч. совмещенных с одометрами), от постороннего вмешательства. Изготовителями просто не предусматривается возможность шифрования данных спидометра или защита суммарного счетчика пройденного пути исходя из того, что это значительно усложнит конструкцию спидометра из-за внедрения дополнительного программного обеспечения. Даже если такая возможность появляется, то по функциональному назначению спидометр попадает под аналогичные требования, предъявляемые к таксометрам или тахографам с защищенными каналами связи и фискальными функциями.

Также невозможно защитить результаты поверки спидометра, поскольку в большинстве случаев придется пломбировать коробку предохранителей, в которой, как правило, расположены разъемы бортового компьютера, позволяющего изменять параметры электрооборудования автомобиля.

С учетом вышесказанного, установки для проверки спидометров в обязательном порядке должны быть установлены на станциях Гостехосмотра. Ни о какой поверке большинства электронных спидометров говорить не приходится по двум причинам:

1) более 95% спидометров на всем транспорте не имеет утверждения типа, что согласно закону «Об обеспечении единства измерений», не позволяет провести их поверку. Любые попытки «затянуть» такие спидометры на поверку являются профанацией смысла государственной поверки, ставящей под сомнение надлежащее исполнение государственной функции;

2) поверка выполняется во всем диапазоне измерений, что не представляется возможным как на стендах (разгон колесной пары до 120 км/ч, вызывает большие опасения по технике безопасности), так и на выделенных дорожных участках (длина участка разгона и стабильной скорости, а также соблюдение правил ПДД). Разумеется, речь не идет о предельных скоростях 160 км/ч и более, что не позволит юридически рассматривать результат спидометра при превышении скорости на участках дорог с ограничением 120 км/ч;

3) имеющиеся стенды не обеспечивают поверку спидометров на полноприводных моделях транспорта (с не отключаемым дифференциалом);

4) смена колесной пары влияет на результат показаний одометра.

Выводы:

1) Спидометры не являются объектом законодательной метрологии;

2) Вопрос безопасности движения с использованием спидометра должен закрываться на станциях государственного технического осмотра.

3) Поверка спидометров неутвержденных типов невозможна.

4) Защитить результаты поверки подавляющего большинства спидометров невозможно.

5) Одометры, входящие в состав спидометров неутвержденных типов могут быть использованы для внутрихозяйственного учета топлива после их калибровки на эталонном участке дороги с периодичностью, привязанной к срокам списания топлива в соответствии с применимыми правовыми актами.

6) калибровка одометров в составе спидометров неутвержденных типов для целей внутрихозяйственного учета может выполняться на стендах, уже приобретенных ЦСМС.

С октября 2013 в Беларуси введен в действие стандарт СТБ ISO 14523-2-2013 "Часть 2. Руководство по оценке неопределенности при измерениях GPS, калибровке измерительного оборудования и контроле продукции". Рекомендуем использовать для осуществления калибровки на производстве (вне сферы законодательной метрологии) согласно ст.26 закона №163-З "Об обеспечении единства измерений".

ВОПРОС с сайта Госстандарта: Добрый день. 12.06.2012 заканчивается действие регистрационного удостоверения на право поверки СИ.Какие требования, согласно новому Законодательству, предъявляются к лаборатории, производящей поверку только для нужд своего предприятия? И еще один вопрос. На основании Статьи 16 "Закона об обеспечении единства измерений" практически все СИ,применяемые на нашем предприятии, относятся к сфере контроля за соответствием продукции и сырья.Какие же тогда СИ нам отнести к СИ,применяемым вне сферы законодательной метрологии?

ОТВЕТ от 11.01.2012: В связи с изменением законодательства регистрационные удостоверения на право ремонта больше не выдаются. Для проведения метрологического контроля средств измерений, применяемых на предприятии вне сферы законодательной метрологии ("измерения в промышленности") достаточно соблюдать те же нормы, которые проверялись при выдаче регистрационных удостоверений: эталоны прошедшие метрологический контроль, актуальные методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал, соблюдение условий проведения работ. Для правильной организации работы метрологического подразделения можно использовать СТБ ИСО 10012-2004 "Системы управления измерениями. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию", СТБ ISO\IEC 17025 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", ИСО 9001 п.7.6.

Требования ст.16 "проведение испытаний и осуществление контроля соответствия продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь" закона Республики Беларусь №163-З "Об обеспечении единства измерений" распространяется на испытания и контроль, проводимые на соответствие нормативным правовым актам (НПА, см. закон № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"), поскольку термин "законодательство" подразумевает систему НПА. Например, НПА является Постановление Госстандарта № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», поэтому все испытания и контроль выполняемые аккредитованными испытательными лабораториями в целях сертификации продукции попадают под действие статьи 16. Испытания и контроль продукции на производстве, как правило, осуществляются по техническим нормативным правовым актам – ТНПА. Если НПА содержит ссылку на ТНПА, то измерения, выполняемые в рамках данного ТНПА, автоматически попадают в сферу законодательной метрологии. Данная ситуация также актуальна в отношении технических регламентов Таможенного союза.

Пояснение: Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»: «ст. 4. Не допускается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без соответствующих удостоверений о государственной гигиенической регистрации и (или) документов об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, выдаваемых в установленном порядке (авт. сертификат соответствия; декларация о соответствии)».

Касательно деклараций о соответствии согласно закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»: «Схема подтверждения соответствия продукции при декларировании соответствия и порядок принятия декларации о соответствии устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случаях, если они в нем не установлены, либо технический регламент отсутствует, - правилами подтверждения соответствия или иным нормативным правовым актом, утверждаемым Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь».

Таким образом, средства измерений, используемые при испытаниях и контроле в целях декларирования попадают в СЗМ.

ВОПРОС с сайта Госстандарта: Наша поверочная лаборатория работает на основании регистрационного удостоверения выданного местным органом госстандарта. Верно ли то, что на сегодняшний день отменено понятие регистрационного удостоверения и все поверочные лаборатории вынуждены проходить процедуру аккредитации, ведь мы не собираемся производить поверку для сторонних организаций, а поверяем лишь свои средства измерений.

ОТВЕТ от 30.08.2011: В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», аккредитация на выполнение работ вне сферы государственных интересов (оценка соответствия, метрологический контроль в сфере законодательной метрологии др.) является добровольной. Аккредитация лабораторий для осуществления поверки/калибровки целесообразна в случае выполнения объемов работ, которые экономически оправданы, позволяют снизить себестоимость продукции и повысить доверие заказчиков к качеству. В соответствии с Законом Республики Беларусь № 163-З «Об обеспечении единства измерений» юридические лица могут осуществлять на производстве все виды метрологического контроля, не попадающие в сферу законодательной метрологии (ст.16) без дополнительных разрешительных процедур со стороны Госстандарта. При проведении работ в сфере законодательной метрологии лаборатория, осуществляющая поверку, должна быть аккредитована. Исходя, из выше изложенного, Вам необходимо определить для какой цели проводится поверка средств измерений Вашей лабораторией.

Изготовление клейм поверительных (для предприятий)

Чертеж знака поверки

ВОПРОС с сайта Госстандарта: Добрый день. Наша фирма в России (изготовитель) поставляет высоковольтный турбогенератор на Витебскую ТЭЦ. Из списка оборудования, подлежащего обязательной сертификации в составе трубогенератора, у нас имеется измерительное оборудование (датчики), которое мы покупаем у других фирм (российских и зарубежных). Часть этого оборудования имеет сертификат в России и Беларуссии, часть - только в России. Зарубежные датчики сертифицированы в зарубежом. Каковы наши действия по сертификации турбогенератора? С уважением.

ОТВЕТ от 22.02.2011: Турбогенераторы не подлежат обязательной сертификации.

Средства измерений, обеспечивающие контроль и поддержание проектных эксплуатационных характеристик технологического оборудования, должны обеспечивать требуемую точность измерений, которая подтверждается при проведении метрологического контроля, предусмотренного законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» 163-З от 20 июля 2006 г. (www.pravo.by). Метрологический контроль осуществляется метрологическими службами предприятий, аккредитованными лабораториями юридических лиц государственной метрологической службы и иных юридических лиц. Комплектование уникальных технологических объектов средствами измерений, включенными в Государственный реестр, рекомендуется, но не обязательно. Если в первом случае вопрос метрологического контроля средств измерений на территории республики решается автоматически в рамках работ по государственным испытаниям, то во втором могут быть осуществлены виды метрологического контроля, не требующие наличия средств измерений в Госреестре. Поскольку рассматриваемые средства измерений являются частью проекта комплектной поставки и не могут быть заменены на другие аналогичные приборы, то ввод в эксплуатацию и обеспечение проектных характеристик в течение гарантийного срока эксплуатации, включая вопросы безопасности и точности измерений технологических параметров, как правило, гарантируются фирмой изготовителем и в этом случае дополнительных метрологических мероприятий не требуется. Тем не менее, заказчик комплектной поставки оборудования должен, как минимум, обеспечить следующее:

– на этапе заключения контракта и поставки требовать от поставщика подтверждение прохождения средствами измерений, входящими в состав оборудования, метрологического контроля, выполненного с оформлением соответствующих документов (сертификатов/свидетельств калибровки, протоколов измерений, сертификатов утверждения типа и т.п.), методик поверки/калибровки на вышеуказанные средства измерений. При достаточности информации о метрологическом контроле, документы о метрологическом контроле могут быть признаны.

– в течение гарантийного срока метрологическая служба эксплуатирующего предприятия должна провести анализ всей номенклатуры средств измерений, входящих в состав объекта поставки и составить график их периодической калибровки или перевести в разряд детекторов приказом по предприятию (РМГ29-2013: «6.14 детектор: техническое средство или вещество, которое указывает на наличие определенного свойства объекта измерения при превышении порогового значения соответствующей величиной»).

– при необходимости наличия специальных эталонов для выполнения периодического метрологического контроля, требовать включения их в состав поставки. Если отдельные средства измерений обеспечивают безопасность работы оборудования, например, датчики аварийного отключения, или их показания служат основанием для взаиморасчетов с потребителем электроэнергии (сфера законодательной метрологии, ст. 16 закона №163-З), то данная категория средств измерений является объектом законодательной метрологии и подлежит метрологической аттестации с последующей калибровкой в органах государственной метрологической службы.

Отнесение средств измерений к сфере законодательной метрологии, согласно закону «Об обеспечении единства измерений», осуществляет их владелец исходя из функционального назначения и области применения. Владелец также отвечает за отнесение средств измерений к индикаторам, признавая тот факт, что индикаторы не обеспечивают единства измерений, тем самым, исключая возможность ссылки на их числовые показания. Рекомендации по межкалибровочным интервалам может дать фирма изготовитель или они могут быть назначены самим предприятием или калибровочной лабораторией (для средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, межкалибровочный интервал следует назначать не более межповерочного интервала, указанного в Перечне областей в сфере законодательной метрологии (Постановление Госстандарта №17 от 16 марта 2007 г. № НРПА 8/16199) для аналогичных средств измерений).

При заключении контрактов на поставку рекомендуем предусмотреть текст: «Измерительное оборудование, входящее в состав технологического оборудования, должно иметь действующие документы (в т.ч. клейма) метрологического контроля (свидетельства о прохождении калибровки/поверки/метрологической аттестации). Поставщик обязан предоставить по требованию Заказчика копии методик и предусмотреть приобретение специальных эталонов для осуществления метрологического контроля указанного измерительного оборудования, если проведение такого контроля возможно самим Заказчиком или аккредитованными лабораториями в послегарантийный срок обслуживания технологического оборудования.», также с учетом вышеприведенной информации.

ВОПРОС с сайта Госстандарта: В ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об обеспечении единства измерений" В Статье 16. Сфера законодательной метрологии Написано: "Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при: ... проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь; ..." Поясните пожалуйста, что подразумевается под "требованиями законодательства Республики Беларусь", приведите конкретные примеры, если можно. Допустим, попадает ли в сферу законодательной метрологии средство измерений, применяемое для контроля показателя качества выпускаемой продукции на приемо-сдаточных испытаниях (ПСИ), если это средство измерений не попадает под остальные пункты статьи 16 "Сфера законодательной метрологии"? Зависит ли ответ от того, подлежит ли выпускаемая продукция обязательной сертификации или нет? Попадает ли в сферу законодательной метрологии, например, средство измерения для контроля на ПСИ яркости экрана выпускемого бытового телевизора, средство измерения для контроля на ПСИ тока потребления выпускаемого мобильного телефона?

ОТВЕТ от 10.06.2011: Средства измерений, применяемые при испытаниях и контроле в целях оценки соответствия нормативным правовым актам (НПА, см. закон № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"), поскольку термин "законодательство" подразумевает систему НПА. Например, НПА является Постановление Госстандарта № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», поэтому все испытания и контроль, выполняемые аккредитованными испытательными лабораториями и лабораториями предприятий в целях сертификации продукции и декларирования (сертификационные и государственные испытания по ГОСТ 16504-81) попадают под действие статьи 16 и метрологический контроль задействованных при этом средств измерений осуществляется в организациях государственной метрологической службы (ГМС).

Приемочные технические, приемо-сдаточные, квалификационные, типовые испытания (ГОСТ 16504-81) не являются испытаниями, целью которых является официальная оценка соответствия в рамках действующего законодательства, поэтому они могут выполняться самим предприятием с учетом вышесказанного. Соответственно, средства измерений, применяемые при таких испытаниях, не попадают в сферу законодательной метрологии и их метрологический контроль могут осуществлять аккредитованные лаборатории юридических лиц, не входящих в ГМС, и метрологические службы предприятий, при наличии у них соответствующих условий (эталоны, методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал).

Пояснение: Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»: «ст. 4. Не допускается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без соответствующих удостоверений о государственной гигиенической регистрации и (или) документов об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, выдаваемых в установленном порядке (авт. сертификат соответствия; декларация о соответствии)».

Касательно деклараций о соответствии согласно закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»: «Схема подтверждения соответствия продукции при декларировании соответствия и порядок принятия декларации о соответствии устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случаях, если они в нем не установлены, либо технический регламент отсутствует, - правилами подтверждения соответствия или иным нормативным правовым актом, утверждаемым Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь». Таким образом, при испытаниях в целях декларирования средства измерений попадают в СЗМ.

ВОПРОС с сайта Госстандарта: Добрый день, уважаемые работники Госстандарта. Нашему предприятию будет поставлен комплект оборудования молочной промышленности из России(пастеризационная установка, сепаратор, гомогенизатор). Какие документы необходимы при поставке, чтобы мы могли работать на данном оборудовании в РБ без переоформлений? Можно ли эксплуатировать приборы и автоматику с российской поверкой? Обязательна ли сертификация? Заранее благодарна

ОТВЕТ от 09.06.2011: Средства измерений, обеспечивающие контроль и поддержание проектных эксплуатационных характеристик технологического оборудования, должны обеспечивать требуемую точность измерений, которая подтверждается при проведении метрологического контроля, предусмотренного законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» 163-З от 20 июля 2006 г. (www.pravo.by). Метрологический контроль осуществляется метрологическими службами предприятий, аккредитованными лабораториями юридических лиц государственной метрологической службы и иных юридических лиц.

Поскольку рассматриваемые средства измерений являются частью проекта комплектной поставки и не могут быть заменены на другие аналогичные приборы, то ввод в эксплуатацию и обеспечение проектных характеристик в течение гарантийного срока эксплуатации, включая вопросы безопасности и точности измерений технологических параметров, как правило, гарантируются фирмой изготовителем и в этом случае дополнительных метрологических мероприятий не требуется. Тем не менее, заказчик комплектной поставки оборудования должен, как минимум, обеспечить следующее: на этапе заключения контракта и поставки требовать от поставщика подтверждение прохождения средствами измерений, входящими в состав оборудования:

а) при применении вне сферы законодательной метрологии – подтверждение контроля качества средств измерений изготовителем (паспорт с отметкой ОТК, декларация изготовителя);

б) при применении в сфере законодательной метрологии – подтверждение метрологического контроля, выполненного с оформлением соответствующих документов (сертификатов/свидетельств калибровки, протоколов измерений, сертификатов утверждения типа и т.п.), методик поверки/калибровки на вышеуказанные средства измерений.

В течение гарантийного срока метрологическая служба эксплуатирующего предприятия должна провести анализ всей номенклатуры средств измерений, входящих в состав объекта поставки и составить график их периодической калибровки или перевести в разряд индикаторов приказом по предприятию.

Если отдельные средства измерений обеспечивают безопасность работы оборудования, например, датчики аварийного отключения, или их показания служат основанием для взаиморасчетов с потребителем электроэнергии (сфера законодательной метрологии, ст. 16 закона №163-З), то данная категория средств измерений является объектом законодательной метрологии и подлежит метрологической аттестации с последующей калибровкой в органах государственной метрологической службы.

Отнесение средств измерений к сфере законодательной метрологии согласно закону 163-З осуществляет их владелец исходя из функционального назначения и области применения. Владелец также отвечает за отнесение средств измерений к индикаторам, признавая тот факт, что индикаторы не обеспечивают единства измерений, тем самым, исключая возможность ссылки на их числовые показания.

Рекомендации по межкалибровочным интервалам может дать фирма изготовитель или они могут быть назначены самим предприятием или калибровочной лабораторией (для средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, межкалибровочный интервал следует назначать не более межповерочного интервала, указанного в Перечне областей в сфере законодательной метрологии (Постановление Госстандарта №17 от 16 марта 2007 г. № НРПА 8/16199) для аналогичных средств измерений).

ВОПРОС с сайта Госстандарта: О реализации средств измерений. Допустима ли реализация импортером товара, являющегося средствами измерения, без поверки (калибровки, аттестации), если в договоре с покупателем установлено следующее: "Покупатель гарантирует, что не будет использовать товар в сфере законодательной метрологии", или "Товар реализуется без поверки (калибровки, аттестации) и подлежит применению в сфере законодательной метрологии только после поверки, калибровки"? Спасибо за ответ.

ОТВЕТ от 09.03.2011: В соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений» № 163-З статья 13 средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии (ст.16), допускаются к реализации, применению, передаче в аренду, в том числе прокат, после поверки или калибровки. Фактически, решение о применении средства измерений в сфере законодательной метрологии (статья 16) принимает его владелец и берет на себя всю ответственность, предусмотренную законом.

Если средства измерений реализуются в организации, оказывающие услуги с их использованием, например, организации Минздрава или юридическим лицам, от которых требуется выполнение статьи 29 вышеуказанного закона, то вопрос метрологического контроля средств измерений должен быть решен на этапе заключения договора на поставку. Обращаем Ваше внимание, что точность средств измерений, подтвержденная при поверке/калибровке, является потребительской характеристикой, и покупатель в соответствии с правилами торговли должен быть информирован об их метрологическом статусе. В отделе продажи должны иметься информационные таблички с надписью, например, «Средства измерений бытового назначения. Применение юридическими лицами допускается только после поверки/калибровки». Такая же запись должна наноситься торгующей организацией, поставщиком на эксплуатационную документацию (паспорт и др.) или на упаковку. Также необходимо знать и информировать покупателя, что средства измерений, реализованные без учета их наличия в Государственном реестре средств измерений (www.belgim.by раздел «Реестры), в дальнейшем не могут быть поверены, а только калиброваны. Применение единичных экземпляров средств измерений в сфере законодательной метрологии допускается после прохождения ими процедуры метрологической аттестации (СТБ 8004). Вне сферы законодательной метрологии единичные экземпляры средств измерений могут применяться после их калибровки. Информацию о поверочных и калибровочных лабораториях можно получить в БГЦА.

Что использовать для оформления методик поверки вместо РД РБ 50.8103?

В Беларуси действует РМГ 51-2002 "ГСИ. Документы на методики поверки средств измерений. Основные положения". Юридическим лицам, не входящим в состав Государственной метрологической службы, следует учесть, что в соответствии с требованиями закона №163-З методики поверки разрабатываются в рамках работ по утверждению типа средств измерений.

Что делать поверочным отделам предприятий в связи с отменой РД РБ 50.8104 (по клеймам)?

Работы, проводимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вне сферы законодательной метрологии, в соответствии с законом Республики Беларусь №163-З "Об обеспечении единства измерений" не требуют осуществления каких-либо административных процедур со стороны государственных органов в.т.ч государственной метрологической службы (ГМС). БелГИМ осуществляет согласование клейм юридических лиц, аккредитованных в качестве поверочных лабораторий. Форма и содержание такого клейма (знака поверки) для юридических лиц, не входящих в состав ГМС, регламентирована Постановлением Госстандарта №14 от 07.03.2007.

С учетом вышесказанного рекомендуем согласование поверительных клейм метрологической службы предприятия (знаков поверки) осуществлять на уровне руководства предприятия.

Средства измерений, применяемые при испытаниях и контроле в целях оценки соответствия нормативным правовым актам (НПА, см. закон № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"), поскольку термин "законодательство" подразумевает систему НПА. Например, НПА является Постановление Госстандарта № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», поэтому все испытания и контроль, выполняемые аккредитованными испытательными лабораториями и лабораториями предприятий в целях сертификации продукции и декларирования (сертификационные и государственные испытания по ГОСТ 16504-81) попадают под действие статьи 16 и метрологический контроль задействованных при этом средств измерений осуществляется в организациях государственной метрологической службы (ГМС).

Приемочные технические, приемо-сдаточные, квалификационные, типовые испытания (ГОСТ 16504-81) не являются испытаниями, целью которых является официальная оценка соответствия в рамках действующего законодательства, поэтому они могут выполняться самим предприятием с учетом вышесказанного. Соответственно, средства измерений, применяемые при таких испытаниях, не попадают в сферу законодательной метрологии и их метрологический контроль могут осуществлять аккредитованные лаборатории юридических лиц, не входящих в ГМС, и метрологические службы предприятий, при наличии у них соответствующих условий (эталоны, методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал).

 

Пояснение:

Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»:

«ст. 4. Не допускается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без соответствующих удостоверений о государственной гигиенической регистрации и (или) документов об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, выдаваемых в установленном порядке (авт. сертификат соответствия; декларация о соответствии.

Касательно деклараций о соответствии согласно закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»:

«Схема подтверждения соответствия продукции при декларировании соответствия и порядок принятия декларации о соответствии устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случаях, если они в нем не установлены, либо технический регламент отсутствует, - правилами подтверждения соответствия или иным нормативным правовым актом, утверждаемым Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь».

Таким образом, при испытаниях в целях декларирования средства измерений попадают в СЗМ.

Средства измерений, применяемые при испытаниях и контроле в целях оценки соответствия нормативным правовым актам (НПА, см. закон № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"), поскольку термин "законодательство" подразумевает систему НПА. Например, НПА является Постановление Госстандарта № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», поэтому все испытания и контроль, выполняемые аккредитованными испытательными лабораториями и лабораториями предприятий в целях сертификации продукции и декларирования (сертификационные и государственные испытания по ГОСТ 16504-81) попадают под действие статьи 16 и метрологический контроль задействованных при этом средств измерений осуществляется в организациях государственной метрологической службы (ГМС).

Приемочные технические, приемо-сдаточные, квалификационные, типовые испытания (ГОСТ 16504-81) не являются испытаниями, целью которых является официальная оценка соответствия в рамках действующего законодательства, поэтому они могут выполняться самим предприятием с учетом вышесказанного. Соответственно, средства измерений, применяемые при таких испытаниях, не попадают в сферу законодательной метрологии и их метрологический контроль могут осуществлять аккредитованные лаборатории юридических лиц, не входящих в ГМС, и метрологические службы предприятий, при наличии у них соответствующих условий (эталоны, методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал).

 

Пояснение:

Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»:

«ст. 4. Не допускается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без соответствующих удостоверений о государственной гигиенической регистрации и (или) документов об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, выдаваемых в установленном порядке (авт. сертификат соответствия; декларация о соответствии)».

Касательно деклараций о соответствии согласно закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»:

«Схема подтверждения соответствия продукции при декларировании соответствия и порядок принятия декларации о соответствии устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случаях, если они в нем не установлены, либо технический регламент отсутствует, - правилами подтверждения соответствия или иным нормативным правовым актом, утверждаемым Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь».

Таким образом, при испытаниях в целях декларирования средства измерений попадают в СЗМ.

Печать
Предпросмотр к печати
Метрология Эталоны Реестры Испытания Сертификация и декларирование Административные процедуры О БелГИМ Контакты Услуги