У ВАС отключен Java Script. Полноценное функционирование сайта НЕ ОБЕСПЕЧЕНО

+375 17 288-09-38 (Факс)
info@belgim.by

Порядок проведения сертификации услуг по энергетическому обследованию

 

Сертификация услуг по энергетическому обследованию проводится на соответствие требованиям СТБ 1691-2006 «Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов. Требования к организациям» (ознакомиться с текстом стандарта можно на сайте www.tnpa.by).

Общие требования к процедурам проведения сертификации услуг установлены в ТКП 5.1.04-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения». Сертификация услуг по энергетическому обследованию проводится по схемам 3 или 4, приведенным в таблице Б.1 ТКП 5.1.04-2012. Схему сертификации выбирает заявитель, исходя из условий применения схем.

      Подача заявки на сертификацию услуг по энергетическому обследованию

Орган по сертификации продукции, услуг и персонала БелГИМ проводит сертификацию услуг по энергетическому обследованию на основании заявок (форма заявки).

Вместе с заявкой на проведение сертификации услуг по энергетическому обследованию в орган по сертификации представляются следующие документы:

  • копия свидетельства о регистрации предприятия;
  • копия Устава;
  • копия договора аренды (в случае арендуемых площадей) или документов, подтверждающих право собственности на занимаемые производственные площади;
  • сведения об аккредитованной лаборатории: копия аттестата аккредитации, копия области аккредитации (при наличии в составе организации);
  • сведения о персонале, проводящем работы по энергетическому обследованию  (как сертифицированные эксперты-энергоаудиторы, так и другие работники организации, участвующие в работах по энергетическому обследованию) с указанием образования, стажа работы, должности, выполняемых обязанностей;
  • сведения об имеющихся средствах измерения и диагностики для выполнения работ по энергоаудиту, копии свидетельств о поверке;
  • сведения об имеющейся оргтехнике и вспомогательном оборудовании;
  • перечень ТНПА, методик, руководящих документов и специальной литературы;
  • перечень энергоаудитов, проведенных предприятием (при наличии);
  • копии организационно-методических документов (при наличии): «Положение об организации-энергоаудиторе», «Порядок проведения энергетического обследования», копии документированных порядков (при наличии): учета и актуализации ТНПА, ведения архива, взаимодействия с другими организациями, рассмотрения случаев несогласия обследуемых потребителей ТЭР с проведением энергоаудита или его результатами;
  • копия сертификата соответствия на систему управления качеством (схема 4).

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных документов. Все копии документов, представленные заявителем, должны быть заверены действительной печатью заявителя.

        Проведение проверки услуг.

Проверка услуг проводится на соответствие требованиям СТБ 1691 комиссией органа по сертификации, в состав которой могут входить также специалисты в области энергосбережения и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Республики Беларусь.

Проверка соответствия услуг установленным требованиям проводится согласно выбранной схеме сертификации и в общем случае включает:
– оценку квалификации персонала, оказывающего услуги по энергетическому обследованию;
– оценку стабильности процесса оказания услуг;
– выборочный контроль качества проведенных работ по энергетическому обследованию.

Оценка квалификации персонала, оказывающего услуги по энергетическому обследованию, предусматривает проверку:
- наличия в штате заявителя не менее трех экспертов-энергоаудиторов, сертифицированных в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (подтверждается копиями сертификатов компетентности, записями в трудовой книжке);
- квалификации работников организации, участвующих в работах по энергетическому обследованию (наличие специального образования, подготовки, опыта для выполнения работ, подтверждаемых документами о профессиональной подготовке (дипломы об образовании), сведениями об обучении и (или) повышении квалификации, наличием практического опыта проведения энергоаудита);
- знания персоналом требований нормативных правовых актов, ТНПА и методических документов в области энергоаудита;
- наличия должностных инструкций, определяющих обязанности, права и ответственность персонала;
- наличия программ и графиков обучения и повышения квалификации;
- порядка взаимодействия с квалифицированными специалистами других организаций, привлекаемыми к проведению и рассмотрению результатов энергоаудита (наличие договоров, соглашений о соблюдении правил и процедур энергоаудита и конфиденциальности информации).

Оценка стабильности процесса оказания услуг предусматривает проверку следующих элементов:
- состояние документации организации-энергоаудитора (ТНПА, методическая документация, организационно-методические документы, документированные процедуры);
- состояние материально-технической базы организации-энергоаудитора (обеспеченность оборудованием, средствами измерений и испытательным оборудованием, оргтехникой);
- наличие системы контроля качества выполняемой работы;
- организация взаимодействия с заказчиком.

Выборочный контроль качества проведенных работ по энергетическому обследованию проводится компетентными специалистами (техническими экспертами) Департамента по энергоэффективности Госстандарта (или иных органов, определенных Департаментом по энергоэффективности), включенными в состав комиссии органа по сертификации, для подтверждения соответствия результата услуг установленным требованиям. Проверка осуществляется путем экспертизы итогового документа (отчета), составляемого по результатам энергетического обследования.

При положительных результатах проведенных работ по сертификации выдается сертификат соответствия сроком действия 5 лет.

В течение срока действия сертификата соответствия орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль сертифицированных услуг по энергетическому обследованию.

      Инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами по энергетическому обследованию осуществляет орган по сертификации в форме плановых и внеплановых проверок для подтверждения соответствия оказываемых услуг и правильности применения знака соответствия установленным требованиям. Одновременно могут проводиться работы по расширению области деятельности, в которой Заявителю дается право оказывать услуги.

Плановый инспекционный контроль за услугами осуществляется в период всего срока действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации не чаще одного раза в год по программе, разработанной органом по сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой управления качеством осуществляет орган по сертификации, проводивший сертификацию системы управления качеством, по разработанной им программе.

Органом по сертификации может быть проведен внеплановый инспекционный контроль в случаях, предусмотренных п.6.4 ТКП 5.1.04, а также при поступлении информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от обследуемых потребителей и органов, осуществляющих государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Заявитель в соответствии с соглашением по сертификации обязан обеспечить членам комиссии беспрепятственный доступ на территорию предприятия и ко всем элементам, касающимся процесса предоставления сертифицируемой услуги, и создать им все необходимые условия для проведения проверки.

Заявитель обязан предоставить членам комиссии все необходимые материалы, сведения и документы для проведения проверки услуг. Заявитель несет ответственность за достоверность, полноту и своевременность их представления.

Заявитель в соответствии с соглашением по сертификации оплачивает все расходы, связанные с проведением инспекционного контроля.

Инспекционный контроль в общем случае включает:
– создание комиссии;
– анализ поступившей информации о качестве сертифицированных услуг;
– разработку программы инспекционного контроля;
– проведение проверки соответствия сертифицированных услуг требованиям СТБ 1691, подтвержденным при сертификации;
– оформление протокола несоответствий (при необходимости);
– контроль выполнения заявителем корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий;
– анализ и оформление результатов инспекционного контроля;– подготовка материалов для рассмотрения на Совете по сертификации в области энергоаудита для выработки рекомендаций о возможности подтверждения (не подтверждения) действия сертификата соответствия;
– принятие Руководителем органа по сертификации решения о подтверждении (не подтверждении) действия сертификата соответствия.

 Продление сертификата соответствия.

Владелец сертификата соответствия (организация-энергоаудитор) не менее чем за 2 месяца до истечения срока действия сертификата соответствия направляет в орган по сертификации письменное заявление о продлении срока действия сертификата соответствия.

К письменному заявлению прилагаются:
– сведения об энергетических обследованиях, проведенных за период действия сертификата соответствия;
– справка о наличии (отсутствии) претензий со стороны обследуемых потребителей ТЭР за период действия сертификата, при наличии претензий - об их причинах и принятых мерах;
- сведения о персонале, проводящем работы по энергетическому обследованию  (как сертифицированные эксперты-энергоаудиторы, так и другие работники организации, участвующие в работах по энергетическому обследованию) с указанием образования, стажа работы, должности, выполняемых обязанностей;
- сведения об имеющихся средствах измерения и диагностики для выполнения работ по энергоаудиту, копии свидетельств о поверке;- сведения об имеющейся оргтехнике и вспомогательном оборудовании;
- перечень ТНПА, методик, руководящих документов и специальной литературы;
- копии организационно-методических документов и документированных порядков (при наличии изменений в них).

Орган по сертификации анализирует представленные документы и акт последнего инспекционного контроля (если с момента его проведения прошло не более 6 месяцев) и с учетом результатов анализа принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия или проведении инспекционного контроля.

При положительных результатах инспекционного контроля орган по сертификации продлевает срок действия сертификата соответствия. Срок действия сертификата соответствия продлевается на 5 лет.

При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации может принять решение о приостановлении действия сертификата соответствия. В тех случаях, когда владелец сертификата соответствия не может до окончания срока действия сертификата соответствия устранить выявленные несоответствия, орган по сертификации принимает решение об отказе в продлении срока действия сертификата соответствия. В этом случае владелец сертификата соответствия может направить в орган по сертификации заявление на повторную сертификацию после проведения корректирующих мероприятий.

 

 

Получить консультацию по вопросам сертификации можно в отделе по сертификации продукции машиностроения и услуг (начальник отдела Якусевич Татьяна Эдуардовна, тел. 286 73 08, 288 95 76).

 

 

Печать
Предпросмотр к печати
Метрология Эталоны Реестры Испытания Сертификация и декларирование Административные процедуры О БелГИМ Контакты Услуги